Государственная служба Украины по лекарственным средствам обеспечивает контроль качества лекарственных средств на всем пути его жизненного цикла – от производства до реализации в аптечных учреждениях. В случае возникновения подозрения относительно качества лекарственного средства инспектор изымает подозрительную упаковку и отправляет ее на экспертизу в одну из лабораторий ведомства.
Так же каждый гражданин Украины имеет право, согласно Конституции Украины (ст.40), в случае, если у него возникло подозрение относительно качества лекарственного средства, обратиться с жалобой на его качество до Держликслужбы Украины или к одному из ее территориальных органов в письменной или устной (изложенным гражданином и записанным должностным лицом на личном приеме) форме с четко изложенными предложениями, замечаниями, заявлениями и жалобами, которые относятся к компетенции Держликслужбы Украины. В обращении обязательно должна быть указана фамилия, имя, отчество, местожительство гражданина, его контактные телефоны. Письменное обращение должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты.
В случае, если обращение не содержит данных, необходимых для принятия обоснованного решения или без соблюдения установленных законодательством требований, оно возвращается гражданину с соответствующим разъяснением. Письменное обращение без указания местожительства, не подписанное автором, а также такое, из которого невозможно установить авторство, определяется анонимным и рассмотрению не подлежит.
Обращения граждан, которые имеют установленные законодательством льготы, рассматриваются в первоочередном порядке.
Если обращение касается подозрения относительно качества лекарственного средства, к письму необходимо приложить кассовый чек и образец этого лекарственного средства, или, как можно меньше, четко написать его название, серию и указать адрес и название аптечного учреждения, где он был приобретен. (Это необходимо для того, чтобы исключить возможность использования обращений граждан в недобросовестной конкурентной борьбе).
После получения жалобы представители Держликслужбы Украины изымают лекарственной средство в том аптечном учреждении, которое указано в жалобе. Подозрительный препарат отдают на экспертизу в одну из лабораторий ведомства, и его обращение в аптеке временно запрещается. Стоимость лабораторного исследования лекарственного средства гражданин, обратившийся с жалобой, не платит.
Если результаты экспертизы указывают на то, что средство является доброкачественным, обращение препарата возобновляется. Если же устанавливается его ненадлежащее качество, Держликслужба Украины запрещает оборот такого препарата и проводит дальнейшее исследование, имеющее целью установить причину ухудшения качества препарата.
Лекарственное средство может потерять качество по многим причинам. В частности, это может быть насидком нарушения условий его транспортировки поставщиками, или нарушение условий хранения препарата в аптечном учреждении.
С адресами Держликслужбы Украины и ее территориальных органов можно ознакомиться на официальном сайте ведомства, или в уголке потребителя, которому есть в каждой аптеке.Отсутствие адреса местного территориального органа в уголке потребителя или же уголке потребителя само по себе является нарушением Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами и причиной обращения с жалобой в регуляторного органа.
Министерство здравоохранения Украины